Топливозаправщик
Движение ГСМ (ДЛЯ СЛУЖЕБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ)
1. Основные сведения
1.1 Транспортный комплект используется в составе
системы мониторинга движения ГСМ . Комплект предназначен для сбора информации
1.2 Программное обеспечение (далее – ПО),
обеспечивает приём и передачу управляющих команд, информационных данных с
терминального устройства каждого транспортного комплекта, обработку и хранение
полученных данных, а также обеспечивает визуализацию необходимой информации
посредством пользовательского интерфейса.
1.3 В состав транспортного комплекта входит:
Терминальное устройство (далее – Терминал) – УТПМ 8005.6
в комплекте с переходником «485» (прошивка v58_555А_8005)
. Терминал предназначен для считывания информационных данных с датчиков уровня
топлива (до 5 датчиков по протоколу RS485) и датчиков наклона крышек люков и
кранов (по входам СК), архивирования данной информации в собственной
энергонезависимой памяти. Также терминал обеспечивает передачу на диспетчерский
пункт архивных данных по запросу.
Блок искрозащиты на стабилитронах БИС 20240
БИС 20240 предназначен для совместной
установки с датчиками уровня топлива ТАКМАК 485 для обеспечения
требований взрывобезопасности. Применяется на всех взрывобезопасных объектах
(автоцистернах, топливозаправщиках, стационарных взрывоопасных объектах) при
установки на них датчиков уровня топлива. БИС 20240 реализует вид
взрывозащиты «искробезопасная электрическая цепь» – i, уровень взрывозащиты
«особовзрывозащищенный» – a, и категорию IIB в соответствии с
ГОСТ Р 51130.10-99 (МЭК600791496) и имеет маркировку
взрывозащищенности [Exia]IIB.
Датчики уровня LLS20230 для определения уровня топлива в емкостях топливозаправщика.
Датчики уровня ТАКМАК 485 для определения уровня топлива в емкостях автомобиля.
Датчики угла наклона, предназначенные для определения угла наклона верхних заправочных крышек люков.
Датчики угла наклона для определения положения кранов запорной арматуры.
Устройство съёма сигнала УСС
|
Устройство съема сигнала УСС, производства ОАО "Промприбор"
(г.Ливны) предназначено для дооснащения механических проточных счетчиков
топлива ППО-25 и ППО-40, устанавливаемых на большинство топливозаправщиков
Российского производства. Устройство съема сигналов УСС устанавливается между
счетчиком и стрелочным указателем и позволяет преобразовать вращение вала
счетчика в электрические импульсы, воспринимаемые терминалом. Количество
импульсов при этом пропорционально количеству протекающего через счетчик в
заправочный пистолет топлива.
Сопутствующее оборудование
Комплект приводов для счетчика ППО
Важно! При
установке УСС на счетчики ППО-25 и ППО-40, произведенные до середины 2008 года,
требуется приобрести и установить Комплект приводов для счетчика ППО
Назначение
Предназначен для установки на счетчики объема топлива ППО-25 и ППО-40 производства ОАО «Промприбор» (г.Ливны), выпущенные до середины 2008 года, которые требуется дооснастить Устройством съема сигнала УСС
RFID метка . Предназначена для определения транспортного средства вставшего под заправку. Подключается к терминалу по протоколу 1Wire.
Соединительные кабели. Соединительные кабели обеспечивают интеграцию всех элементов транспортного комплекта в единую информационную сеть.
1.4 Система предназначена для эксплуатации при
следующих условиях окружающей среды:
температура окружающего воздуха от минус 25 до плюс 50 °С;
относительная влажность окружающего воздуха от 30 до 80 % при температуре плюс 35 °С;
атмосферное давление от 84 до 107 кПа.
2. ПОДГОТОВКА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
Терминал
следует крепить к панели транспортного средства, внутри салона, в месте
наименьших вибраций. Датчики уровня топлива и датчик наклона крышки люка
следует устанавливать из расчета одного комплекта на заливную горловину (или
одну емкость).
Рис.1 Размещение датчиков. 1- ДУТ «ТАКМАК-485», 2- Датчик угла наклона крышки люка.
установить сетевой адрес и режим «Работы» датчика ТАКМАК 485. Адрес датчика устанавливается в соответствии порядковому номеру емкости. В дальнейшем сетевой адрес датчика (номер) будет соответствовать номеру АЦП. Сетевые адреса с 1 по 4 будут соответствовать АЦП1-АЦП4, соответственно. Сетевой адрес 5 – соответствует Расходомеру 2.
Произвести предварительную настройку ДУТов – «пустой-полный».
Установить последовательно датчики уровня начиная с адреса «1» в собственный топливный бак и с адреса «2» в первой емкости от кабины.
В качестве примера рассмотрим установку системы
на бензовоз с одной емкостью 10 м3 на шасси автомобиля УРАЛ.
Без датчика наклона на крышке цистерны. При необходимости установки датчика
наклона в кабеле имеются два неиспользуемых нами провода (RS232 : розовый и
серый). Установка велась от «ДУТа емкости – до Терминала»
Установить ДУТ в емкость (см.фото ). Установку производить в крышку люка по возможности ближе к геометрическому центру автомобиля.
Проложить кабель из комплекта поставки по возможности с минимальной подверженностью к повреждениям при эксплуатации.
Установить ДУТ в бензобак и соединить тройником с кабелем от ДУТа в емкости на кабель в кабину автомобиля.
Вид на ДУТ Вид на тройник сверху бензобака
Установить «подтягивающий» резистор номиналом 1-2 кОм на одном из выходных каналов УСС, согласно схемы. Рекомендуется установить разъемное соединение на проводку от УСС. В качестве разъемного соединения можно использовать разъем от ДУТ ТАКМАК вместе с соединительным проводом.
ВНИМАНИЕ. Питание УСС не должно превышать 12В (согласно паспорта на изделие)
Паспорт
Установить Устройство Съема Сигнала (УСС) в промежуток между счетчиком расхода
топлива (в данном случае ППО 40) и счетным механизмом. Для этого необходимо
отвернуть 4 болта скрепляющие их между собой и стопорный контрольный винт. Для
крепления счетного механизма к УСС необходимо иметь дополнительные болты (4
шт.).
Установить искрозащитный барьер в кабине автомобиля. В данном случае за «бардачком».
Вид на искрозащитный барьер через отверстие
«бардачка»
Установить там же терминал в антивандальном корпусе на площадку. Все подключения и предохранительные плавкие вставки разместить внутри корпуса. Произвести электрическое соединение датчиков уровня топлива, датчиков наклона с блоком искрозащиты и терминалом УТПМ 8005.6 , используя монтажный комплект (схему соединений см. Приложение Б). ВНИМАНИЕ. Все провода от терминала к точкам подключения за панелью приборов производить в пластиковой гофре, исключив короткое замыкание на корпус автомобиля.
Вид на терминал в антивандальном корпусе.
Вид на проводку от
терминала в сторону панели
Установить антенны GPS и ГЛОНАСС на панели
приборов перед водителем.
Установить GSM антенну на лобовое стекло, не
мешая обзору водителя.
Установить RFID метку на лобовом стекле, со стороны топливораздаточной
аппаратуры.
Произвести тарировку емкости . Возможно два варианта тарировки :
1. По имеющимся тарировочным таблицам емкости
при ежегодной поверке, где указано соответствие глубины емкости объему топлива.
2. Произвести непосредственно тарировку емкости,
используя дополнительную емкость (равную объему тарируемой) и смонтированную
систему учета выдачи топлива (см.Приложение Б) .
ВНИМАНИЕ. На РАСХОДОМЕР 1 подключается устройство снятия сигнала (УСС). При этом значения «расходомера 1» будут отображать количество топлива с точностью определяемого УСС. Так УСС-Б-25 (340.00.00.00) выдает 10 имп/литр , т.е . с точностью 0,1л.
ВНИМАНИЕ. На СК 1 программно установлено событие «ЗАПРАВКА». Событием «Заправка начата» будет считаться сработка СК1 по приращению единицы (0.1) в расходомере 1, событием «Заправка окончена» - будет считаться возвращение СК1 в исходное состояние через 30 сек после прихода последнего импульса от УСС.
По этим событиям приходит значение «расходомера
1» с началом и окончанием заправки. Разность показаний и будет количеством
отпущенного топлива. Если не устанавливать сброс расходомера, то он будет
считать с нарастанием до значения 4 294 967 295 литров (FF FF FF FF – в 16-тиричной системе). Затем самостоятельно
обнулится и новый счет.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Или объекту №1 выдано 1324.7 – 13197.6 = 49.8
литра
ПРИЛОЖЕНИЕ А
1.
Полностью осушить тарируемую емкость
2.
Соединить два бензовоза по схеме : Дополнительный бензовоз на слив – Тарируемый
бензовоз на нижний налив через собственный насос – Счетчик расхода топлива
(ППО) с установленным на него УСС – заправочный пистолет тарируемого бензовоза
в тарируемую емкость
Шланг на нижний слив прямотоком с емкости.
Шланг на нижний налив через насос на счетчик.
3.
Произвести не менее 3 контрольных заправок в мерник, в нашем случае 200 дм3 (л), на прямой передаче КОМ на
холостых оборотах. ВНИМАНИЕ. на различных оборотах вращения
насоса доза отпускаемого топлива меняется. На повышенных оборотах доза
уменьшается (до 0,4-0,8 л на 200л). (См.Приложение В. Раздел «Акт
проведения стендовых испытаний счетчика ППО 40 совместно с УСС Б-70»).
4.
Не изменяя оборотов вращения насоса (двигателя) произвести тарировку емкости,
по максимально возможным точкам, используя программу NvgSetup, включив
табличную выдачу данных по событиям. (См Приложение
В Раздел «Тарировка емкости
топливозаправщика») Сохранить формулу преобразования F(x) соответствующего АЦП
( в нашем случае АЦП 2) в табличном виде ( tab(x,10,0,136,200 и т.д.) где
нечетные цифры это УЕ в АЦП, четные – это уровень топлива )
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Тарировка емкости топливозаправщика
Тарировка емкости топливозаправщика с привязкой
объема топлива к показаниям датчика уровня топлива ТАКМАК,
производилась дизельным топливом плотностью = 0,83 при температуре окружающей
среды и дизельного топлива =+15оС. При этом топливо подавалось в емкость через собственный
счетчик топливозаправщика, с установленным на него УСС Б-70. Работа насоса
осуществлялась на оборотах двигателя 700-1200 об/мин, при включении КОМ на 3
передаче. Показания об объеме дозы заправки снимались со счетного (стрелочного)
механизма и подсчетом количества импульсов УСС. Первые 5 доз по 200л отмерялись
в образцовый мерник. Последующие - по стрелочному счетному механизму. Отмер
дозы топлива производился вручную по показаниям счетного механизма, путем
отжатия запорного клапана заправочного пистолета, с последующей выдержкой в
течение 45 сек-1 мин, для успокоения уровня топлива в тарируемой емкости.
|
|
|
|
|
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
||||
ПРИМЕЧАНИЕ.
При тарировке было замечено, что с изменением
скорости потока, менялась цена импульсов на 1
литр. Первые 5 доз заливались на малых скоростях вращения насоса в мерник,
последующие прямым наливом в емкость на более высоких оборотах вращения насоса.
Принято решение провести испытания счетчика ППО 40 совместно с УСС Б-70 на
стенде БЛМ.
АКТ
Проведения стендовых испытаний счетчика ППО 40
совместно с УСС Б-70.
1.
Испытания проводились на стенде БЛМ ОАО «Сургутнефтегаз» согласно следующей
методики:
Произвести по 5 контрольных заправок объемом 200 л. Контроль объема осуществлять по образцовому мернику 2 разряда М2Р-200-01М.
Произвести заправки на различных скоростях работы насоса. При невозможности регулировки скорости вращения насоса допускается изменение потока тарировочной жидкости регулировочными вентилями.
Испытания проводить тарировочной жидкости плотностью
Проверить соответствие показаний счетного механизма объему отмеренного топлива.
Произвести расчет цены импульсов на 1 литр с УСС Б-70 .
2.
В ходе стендовых испытаний, при уменьшении потока тарировочной жидкости, было
отмечено увеличение объема отпускаемой жидкости, а одновременно и увеличение
цены имп/л посчитанных УСС. (см. ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ). (далее единицы потоков и
единицы отпущенного топлива согласно показаний образцовой колонки
1УТЭД-400-0,25-50-1-0,55-1,1 в составе стенда)
o
Так при потоке 4.2-4.5 для образцовой колонки вводился к-т 4.45, при этом
мерник наполнялся до отметки 200 куб.дм с отклонением в 400 – 600 куб.см, цена
имульс/литр УСС составила 24.2 имп/1литр.
o
При потоке 2.9-3.1 для образцовой колонки вводился к-т 4.43, при этом мерник
наполнялся до отметки 200 куб.дм с отклонением в 400 – 1000 куб.см, цена
имульс/литр УСС составила 24.7 имп/1литр.
o
При потоке 1.7-1.9 для образцовой колонки вводился к-т 4.41, при этом мерник
наполнялся до отметки 200 куб.дм с отклонением в 400 – 1000 куб.см, цена
имульс/литр УСС составила 25.6 имп/1литр.
Во всех случаях точность показаний счетного
механизма счетчика ППО соответствовала точности 0.5.
3.
ВЫВОД.
o
С увеличением потока измеряемой жидкости уменьшается её количество обсчитанное
электронным счетчиком.
o
При контрольном наливе 200л в мерник, отклонения показаний счетного механизма
контролируемого счетчика ППО соответствовали точности 0,5 но в меньшую сторону.
Так при контрольном наливе 200л счетчик показывал недолив порядка 0,4-0,8
л.
Испытания провели:
Слесарь КИП Гукк М.М.
Специалист ОСП Воряхов А.В.
ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ
счетчика ППО 40 совместно с УСС Б-70.
Плотность измерительной жидкости = 1.035
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение
к акту проведения стендовых испытаний
ППО40 совместно с УСС Б-70.
При
скорости потока равному 4.2-4.5 показания счетного механизма счетчика ППО40
равны 200 л, при этом в мернике показания равны 200 дм3 + 800 см3, что составляет 200,8
л.
Данные
проведения полевых испытаний счетчика ППО 40
совместно с УСС Б-70.
1. Проверка наливки емкости по ТТН.
За период с 24.09.2011 по 28.09.2011 и с
5.11.2001 по 8.11.2001 включительно топливозаправщик заполнял емкость на базе
х/р и ГСМ пос.Солнечный, ул.1-я Солнечная по ТТН. Результаты проверки налива
сведены в таблицу 1.
Таблица 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Проверка заправочных ведомостей в ПО
«Навигатор».
За период 25.10.2011 были произведены 4
контрольные заправки. Результаты проверки заправок сведены в таблицу 2.
Таблица 2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
События, формируемые при начале и окончании
контрольных заправок, приведены на рис.2 (значения расходомер – соответствуют счетчику
выданного топлива в литрах):
Рис.2
Отчетная форма, формируемая в ПО «Навигатор»
приведена на рис.3:
Рис.3
Погрешность по 4 контрольным заправкам составила
0,05%
Выводы и предложения:
Использование системы позволяет сделать вывод о
ее работоспособности. Данные поступают корректные. Погрешность измерения
составила 0.25 - 0.05%.
При испытании спутниковой системы мониторинга транспортных
средств «Навигатор-С» на топливозаправщике УРАЛ
- 4320 М 66198 АТЗ-10, показало, что при выдаче топлива через штатный счетчик
ППО-40 при разных оборотах насоса верхнего оборудования происходит разность в
данных по объему выданного топлива фактического и по счетчику:
при низких оборотах насоса фактический объем выданного топлива больше чем объем заправленного топлива по данным счетчика ППО,
при высоких оборотах насоса фактический объем выданного топлива меньше чем объем заправленного топлива по данным счетчика ППО.
Погрешность счетчика ППО составляет не более
0,5%, что соответствует паспортным данным точности прибора. В настоящее время
топливозаправщики ежедневно производят заправку на месторождениях блоков-
долива в среднем 7000 литров. Заправка топлива производится на больших оборотах
насоса верхнего оборудования, что при погрешности cчетчика ППО-40 равной 0,5%
составляет ежедневно 35 литров недолива.